Өткен жылы Ақмола тұтынушыларына 65 млн теңге қайтарылды
Өткен жылы Ақмола облысында сауданың ашықтығын қамтамасыз ету, азаматтардың құқықтарын қорғау және әлеуметтік маңызы бар тауарлардың бағасын бақылау бойынша белсенді жұмыс жүргізілді. Бір жыл ішінде тұтынушылардан 730 өтініш келіп түсті, оның 83% — ы қанағаттандырылды, ал азаматтарға 65 млн теңге қайтарылды. Бұл туралы брифингте ҚР сауда және интеграция министрлігінің Ақмола облыстық Сауда және тұтынушылардың құқықтарын қорғау департаменті басшысының орынбасары Самат Сайдалин айтты, деп хабарлайды Өңірлік коммуникациялар қызметінен.
Өткен жылы ең көп шағымдар бөлшек саудаға қатысты болған. Әсіресе тауарды қайтару немесе айырбастау мәселелері бойынша. Сондай-ақ, тұрғын үй-коммуналдық шаруашылық, медициналық қызметтер мен білім беру саласындағы мәселелер де жиі көтерілген. Қазіргі уақытта электрондық сауда саласында да тұтынушылар жиі сұрақтар қоюда.
«Департамент облыстағы әлеуметтік маңызы бар тауарлардың бағасын бақылауға ерекше назар аударды. Осы мақсатта делдалдық схемаларды анықтау және сауда үстемелерін бақылау жұмыстары жүргізілді. 2024 жылы 367 бұзушылық анықталып, әлеуметтік маңызы бар өнімдерге қатысты сауда үстемесінің 15%-дан асып кету деректері тіркелді. Осы мәселелерді шешу үшін Департамент кәсіпкерлермен түсіндіру жұмыстарын жүргізіп келеді», – деді Самат Сайдалин.
Құқық бұзушылықтар үшін айыппұлдар да қарастырылған. Мысалы, сауда үстемесінің 15%-дан асып кетуі бойынша енді ескертулердің орнына айыппұл салынады. Бұл шаралар тауар бағасының негізсіз өсуін тоқтатуға бағытталған.
Сонымен қатар, «Сапалы өнім» жобасы аясында импорттық тауарлардың сапасы тексеріліп, 53 өнімнің 23-і санитарлық талаптарға сай болмай шықты. Бұл жағдайға байланысты айыппұлдар салынды.
«Биыл халық арасында әлеуметтік сауалнама өткізу жоспарланған. Бұл сауалнама тұтынушылардың негізгі проблемаларын анықтауға көмектеседі. Сондай-ақ, жаңа заң жобалары бойынша жұмыс жүргізілуде, оның мақсаты – жосықсыз кәсіпкерлерге санкцияларды қатаңдату және электрондық коммерцияны тиімді бақылау», – деп толықтырды спикер.
Қорыта айтқанда, Ақмола облысында тұтынушылардың құқықтарын қорғау мен тауарлардың бағасын бақылау мәселелері бойынша маңызды жұмыстар атқарылуда. Бұл шаралар халықтың әлеуметтік жағдайын жақсартуға және тауарлардың сапасын арттыруға бағытталған.
65 млн тенге вернули акмолинским потребителям в прошлом году
В прошлом году в области велась активная работа над обеспечением прозрачности торговли, защитой прав граждан и контролем за ценами на социально значимые товары. За год поступило 730 обращений от потребителей, из которых 83% были удовлетворены, а гражданам возвращено 65 млн тенге. Об этом на брифинге рассказал замруководителя облдепартамента торговли и защиты прав потребителей Министерства торговли и интеграции РК Самат Сайдалин, передает Региональная служба коммуникаций.
За прошедший год в департамент поступило 730 обращений от граждан, что на 7% больше, чем в 2023 году. Это свидетельствует о росте осведомленности потребителей и их стремлении защищать свои права. 71% жалоб касались розничной торговли, особенно отказов в возврате или обмене товаров. 12% обращений связаны с проблемами в сфере ЖКХ, а 10% – с туристическими, образовательными и медицинскими услугами. Электронная коммерция также вызывает вопросы у потребителей: 7% обращений касались несоответствия товаров описанию, отсутствия данных о продавцах и трудностей с возвратом денег.
“Важным показателем эффективности работы департамента стало то, что 83% обращений были удовлетворены в пользу потребителей. В результате гражданам возвращены средства на сумму 65 миллионов тенге. Это демонстрирует результативность системы защиты прав потребителей и растущую ответственность предпринимателей перед клиентами”, — рассказал замруководителя облдепартамента торговли и защиты прав потребителей Министерства торговли и интеграции РК Самат Сайдалин.
Департамент уделяет особое внимание борьбе с необоснованным ростом цен на социально значимые продовольственные товары. В 2024 году проведена масштабная работа по выявлению посреднических схем, а также мониторинг торговых надбавок. В результате анализа электронных счетов-фактур и проведения проверок выявлено 367 нарушений. Основные нарушения касались превышения 15% торговой надбавки на социально значимые продукты. Для предотвращения подобных нарушений Департамент активно проводит разъяснительную работу с бизнесом.
Большое внимание уделяется качеству товаров. В рамках проекта «Сапалы Өнім» проведено исследование 53 видов импортной продукции, из которых 23 не соответствовали санитарным требованиям. На нарушителей наложены штрафы.
“В этом году планируется проведение социологического опроса среди населения, который поможет выявить основные проблемы потребителей. Также ведется работа над новыми законопроектами, направленными на ужесточение санкций для недобросовестных предпринимателей, расширение полномочий общественных организаций и контроль за электронной коммерцией”, — отметил спикер.
С 1 апреля 2025 года вступят в силу изменения в Кодекс РК об административных правонарушениях, согласно которым за превышение 15% торговой надбавки будут применяться штрафы вместо предупреждений. В зависимости от уровня предпринимательства сумма штрафа составит от 19 660 тенге для малого бизнеса до 589 800 тенге для крупного предпринимательства. За повторные нарушения штрафные санкции увеличиваются. Эти меры призваны предотвратить необоснованный рост цен на товары первой необходимости.